Рубик и его кубик

написано в 22:15



В те годы на факультете интерьерного дизайна (Department of Interior Design) будапештской Академии прикладных искусств и ремесел (Academy of Applied Arts and Crafts) трудился Эрно Рубик (Erno Rubik), в будущем первейший официальный социалистический миллионер и бизнесмен.

Преподавал он венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Увлекался геометрией и трёхмерным предметным моделированием, находя его идеальным средством для развития в учащихся навыков пространственного воображения.
Предметным — потому что в те годы об учебных компьютерах, укомплектованных 3D программами, можно было только мечтать.


Кстати, чуть позже братская Венгрия станет одним из основных поставщиков допотопной, по теперешним представлениям, гражданской вычислительной техники в советскую метрополию.

Как это обычно бывает в случае с выдающимися изобретениями, проект кубика вынашивался не один год.

То, что потом стало цельным кубом, состоящим из 26 кубиков меньшего размера с загадочным механизмом на месте отсутствующего центрального элемента, поначалу представляло собой набор из 27 деревянных кубиков с разноцветными гранями.

По одной из многочисленных версий, посредством данного учебного пособия Рубик пытался втолковать непонятливым воспитанникам основы математической теории групп. Странно, ведь Рубик вовсе не был математиком, он обучался скульптуре и архитектуре.

Официальная история гласит, что Рубик также вдоволь поэкспериментировал с бумажными, картонными и пластиковыми опытными образцами кубиков, прежде чем его осенила идея собрать разрозненные составляющие в единое целое.

Сверхзадача изобретателя была такова: заставить отдельные разноцветные кубики свободно вращаться на своих местах, не нарушая конструктивного единства всего приспособления.

Прежде чем заняться строительством большого куба 3 х 3 х 3, Рубик опробовал модели 2 х 2 х 2, элементы которых были скреплены упругими резиновыми стяжками. Впрочем, исследовались возможности применения магнитов, сложных выступов и углублений, но необходимой свободы перемещения каждого элемента получить не удалось. Опыт показал, что подобные варианты неработоспособны.

Вдохновение снизошло ленивым летним днем, когда отчаявшийся Рубик сидел на берегу Дуная и всматривался в прохладные струи. История эта напоминает классические случаи научного озарения — ньютоново яблоко или архимедову ванну.

Взгляд творца привлекла обычная речная галька. Подумалось, что её острые грани со временем стачиваются течением, трущим камень о камень, пока он не обретёт простую и совершенную форму. И тут-то Рубик решил как следует "обточить" свои кубики.

Естественно, пришлось отбросить всё лишнее. Как легко подсчитать, 26 маленьких кубиков имеют в общей сложности 156 граней. Из них Рубик смело отсёк больше ста и оставил всего 54 внешние грани: одноцветные у шести центральных кубиков, двухцветные у двенадцати боковых, и трёхцветные у восьми угловых.

На вакантное место единственного "внутреннего" кубика был помещен цилиндрический скрепляющий механизм, который был прочно связан со всеми наружными кубиками, но позволял им свободно вращаться друг относительно друга.

При этом связующий механизм непосредственно соединён только с центральными кубиками, а угловые и боковые держатся за них и друг за друга при помощи выступов точно рассчитанной формы.

Кубик Рубика в призматической ипостаси.

Геометрия куба такова, что его элементы можно вращать лишь послойно, гранями, девять штук сразу, зато относительно любой из осей координат. Естественно, разработка совершенной системы крепления потребовала определённого времени, но это было уже делом техники.

Побочным результатом найденной золотой середины между плотностью скрепления и свободой перемещения явился тот непередаваемый хруст, под аккомпанемент которого происходят все манипуляции с кубиком Рубика. Заметим также, что новенький и вдоволь покрученный кубики хрустят немного по-разному.

Прежде чем остановиться на привычных шести цветах, Рубик опробовал "раскраску" при помощи чисел и картинок, но эти варианты оказались не слишком удачными. Когда же со всей конструкторской работой было наконец покончено (в 1974-м), мгновенно стала очевидной уникальная особенность занятного предмета.

Вначале, при наклейке на грани куба разноцветных ярлычков, они делались однотонными. Но стоило лишь немного покрутить свежеиспечённый куб, и добиться первоначального единообразия становилось крайне сложно.

Впервые эта проблема возникла перед самим Рубиком и привела к чрезвычайно продолжительным мучениям. В аналогичной ситуации оказывался каждый, кто пытался восстановить цветовую гармонию.

Для успешной сборки требовалось систематизировать кубоверчение. Рубик решил задачу за месяц. Как выяснилось позднее, при хаотичном перемещении граней ему не хватило бы и всей жизни: возможны 43 квинтильона различных расцветок граней и единственная – правильная.

В качестве первоиспытателей головоломки выступали друзья Рубика и студенты подведомственной Академии. Призрак свободного предпринимательства обходил соцлагерь стороной, и желание запатентовать конструкцию с сопутствующим извлечением скромной материальной выгоды пришло к Рубику ещё через какое-то время.

А ведь прецедентов в истории игр и головоломок было предостаточно. Самый яркий тому пример — фигура выдающегося американского затейника Сэма Лойда (Sam Loyd) и судьба его гениального творения, игры "15".

В 1870-е годы эта забава охватила миллионы людей по обе стороны Атлантики, привлеченных призом в тысячу долларов, полагавшимся за решение математически неразрешимой задачи.

Прямым предшественником Рубика может считаться датчанин Пит Хейн (Piet Hein).

Правда, Хейн — личность чрезвычайно разносторонняя, и походя придуманные в 1936-м кубики СОМА демонстрируют лишь одну из граней его таланта.

Кубики СОМА, как и более поздний кубик Рубика, вызвали поток подражаний и продолжений.

Примечательно, что на звание самой успешной компьютерной игры всех времён и народов может претендовать, вместе с целым семейством своих клонов, незабвенный тетрис. В его основе лежат всё те же геометрические упражнения. Так что не одними "стрелялками" жив человек, во всяком случае, жил до последнего времени.

Но вернемся в 1975-й. В этом году Рубик получает венгерский патент на своё изобретение, но выпуск опытной промышленной партии кубиков тамошняя индустрия развлечений смогла осилить лишь к концу 1977-го.

Волею судеб автор данной статьи приложил руку к одному из первых образцов кубика, занесённому на российскую почву приезжим венгерским студентом. Впечатление было сродни тому, что производит на первобытного людоеда связка разноцветных бус.

Но до всемирного триумфа самой продаваемой в истории головоломки, которую держал в руках каждый восьмой житель планеты, кубику Рубика было ещё очень далеко.

История кубика Рубика наводит на мысль, что помимо целеустремлённости и упорства, изобретателю сопутствовали удача и небывалое везение. На самом деле, он был лишь одним и притом далеко не первым из пяти конструкторов, запатентовавших аналогичные разработки.

Первым, судя по всему, был Вильям Густафсон (William Gustafson), получивший американский патент № 3081089 ещё в 1958 году (по другим сведениям — в 1963-м). Из косвенных источников следует, что предложенная им модель существовала в двух вариантах: 2 х 2 х 2 и 3 х 3 х 3.

В 1970 году британец Фрэнк Фокс (Frank Fox) изобретает модель 3 х 3 х 3 и подаёт патентную заявку. Правда, его "кубик" имел сферические обводы. Патент был получен только в 1974-м (UK № 1344259), но это событие всё равно предшествует официальной дате рождения рубиковских творений.

Наконец, в том же 1970-м американец Лари Николс (Larry Nichols) конструирует кубик 2 х 2 х 2. Правда, патент он получил раньше англичанина, в 1972 году (U.S. patent 3655201).


Что касается самого Рубика, то его заявка на венгерский патент № 170062 датируется 30 января 1975 года, но авторские права изобретателя были подтверждены только 31 декабря 1977-го, в том числе и на кубик 2 х 2 х 2.

За время патентного разбирательства успел отличиться ещё и японец Тератоши Ишиге (Terutoshi Ishige). 10 октября 1976 года он также получает патент на кубик 3 х 3 х 3 (JP № 55-8192), а вскоре патентует и конфигурацию 2 х 2 х 2.

Что же позволило жителю не самой благополучной Венгерской Народной Республики обойти в итоге представителей крупнейших индустриальных держав? Так сложились обстоятельства.

Ко всему прочему, вероятно кубик Рубика оказался чуть более технологичным. Про детище Николса, например, известно, что поначалу в основе его конструкции лежали магниты — не лучший вариант.

Механическое крепление элементов было разработано позже. Американец долго и безуспешно обивал пороги кабинетов многих игрушечных фабрикантов, в том числе той самой Ideal Toy Corporation, которая позже приобретёт права на продажу кубика Рубика на Западе.

А вот конструкция Ишиге, похоже, сразу не слишком отличалась от предложенной Рубиком. Остаётся загадкой, почему мобильные и прозорливые японские предприниматели не успели завалить ею полмира, ведь в запасе у них было целых три года.

Дело в том, что выпускавшийся с конца 1977-го в Венгрии ограниченным тиражом кубик Рубика далеко не сразу завоевал Запад. Сейчас уже сложно сказать, когда начались его поставки в СССР, но, скорее всего, в этом отношении мы не слишком отстали от всего человечества.

В венгерских магазинах новинку несложно было найти уже в 1978-м, но на этом дело застопорилось. Головоломка продавалась под названием "Волшебный Кубик" (Buvuos Kocka). Кстати, далеко не на всех языках слова "кубик" и "Рубик" вместе звучат как поэма.

Кубики Рубика и другие головоломки, собранные одним французским коллекционером (фото perso.club-internet.fr).

Не исключено, что события и дальше развивались бы с черепашьей скоростью, если б игрушкой не заинтересовался немецкий компьютерный предприниматель венгерского происхождения Тибор Лакзи (Tibor Laczi).

Тибор увидел кубик совершенно случайно во время деловой поездки в Венгрию: зашёл выпить кофе и заприметил вещицу в руках у официанта кафе. Увлекающийся математикой Лакзи пришёл в восхищение от игрушки и буквально на следующий день прибыл уже в государственную торговую фирму Konsumex и предложил продавать кубик на Западе.

Тогда же он познакомился и с Рубиком. Лакзи вспоминает: "Когда Рубик впервые появился в комнате, я испытал желание дать ему немного денег. Он выглядел как нищий, был ужасно одет, а из угла его рта свисала дешёвая венгерская сигарета. Но я знал, что имею на руках гения. И сказал ему, что вместе мы сможем заработать миллионы".

В феврале 1979 года Лакзи привозит кубик на Нюрнбергскую ярмарку игрушек (Nuremberg Toy Fair). Правда, не в качестве официального экспоната. Памятуя о собственном опыте знакомства с предметом, Лакзи попросту бродил по выставке с кубиком и завлекательно им покручивал, да похрустывал.

Как ни странно, манипуляции Лакзи не имели особого успеха и не оправдали его надежд найти немецкого дистрибьютора, но в итоге Тибор набрёл на англичанина Тома Кремера (Tom Kremer).

Здесь кубику и его создателю еще раз крупно повезло. Кремер сам был успешным изобретателем игр и игрушек, владел соответствующего профиля лондонской компанией Seven Towns Ltd. и был хорошо знаком со многими воротилами игрушечного бизнеса. Вдобавок, Кремер частенько представлял интересы сторонних изобретателей, и, что самое ценное, оказался венгром по материнской линии.

Два бизнесмена заключили пакт: Лакзи будет бороться с венгерской бюрократией, а Кремер отправится в кругосветный рекламный вояж для привлечения интереса к разноцветному чуду. Однако уже в который раз неофитов кубика ждало разочарование.

Вот лишь неполный перечень претензий, предъявлявшихся к потенциальному хиту игровой индустрии. Кубик-де слишком сложен и дорог в производстве. Не телегеничен: его привлекательность теряется в рекламных роликах. Кубик слишком абстрактен и умозрителен. Скорее, он представляет интерес для замкнутого академического научного сообщества, чем для широких масс молодёжи и прочих рядовых покупателей головоломок.

Кстати, учёные действительно проявили живейший интерес к новинке. Пионером стал англичанин Дэвид Сингмастер (David Singmaster), занявшийся разработкой математической теории кубика и попутно написавший газетную статью о нём, первую за пределами Венгрии (июнь 1979-го).

А несколько позже появляется этапная публикация Дугласа Хофстэдтера (Douglas Hofstadter) в номере самого Scientific American, да ещё и с фотографией кубика на обложке уважаемого журнала.

Пройдёт немного времени, и вместо фотографий кубика станут печатать фотографии Рубика, хотя, как мы теперь видим, лавры триумфатора принадлежат не только ему.

В сентябре 1979-го Кремеру удается заманить в Будапешт вице-президента службы маркетинга солидной американской компании Ideal Toy Corporation (позже куплена корпорацией CBS).

Итогом изнурительных пятидневных переговоров между скептически настроенным капиталистом и упрямыми коммунистическими бюрократами, отчаянно удерживаемыми за одним столом Лакзи и Кремером, стал контракт на поставку в США одного миллиона кубиков.

В процессе переговоров всплыла ещё одна проблема. Кубик был запатентован лишь в Венгрии, и в течение года после этого на него не был получен международный патент. А американцы имели странную привычку торговать товарами, авторские права на которые официально зарегистрированы на территории США.

Чтобы хоть как-то уладить это препятствие, в самом начале 1980-го "Магический куб" (Magic Cube) решено было переименовать в кубик Рубика (Rubik's Cube). Опять изобретателю повезло — теперь его имя будет прочно ассоциироваться с обожаемым предметом.

Стараниями Лакзи и Кремера в январе-феврале 1980 года состоялся международный дебют кубика. Кубик представили на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Нюрнберга, а демонстрировал его сам обаятельный Эрно Рубик. На этот раз всё прошло гладко, посыпались заказы, но проблемы на этом не закончились.

Выяснилось, что самих-то кубиков нет. Венгерские поделки не удовлетворяли западным стандартам качества и упаковочным нормам. В конструкцию кубика были внесены очередные изменения, облегчающие его вращение, и, наконец, в мае 1980-го первый кубик Рубика, имеющий официальную визу, прибыл из Венгрии на Запад.

Американская премьера состоялась 5 мая в Голливуде, а представляла кубик венгерская кинозвезда Габор (Zsa Zsa Gabor). Следующие два года стали временем всемирного помешательства. Только до конца 1982-го было продано свыше 100 миллионов официальных кубиков и в полтора раза больше подделок.

Никаких проблем со сбытом головоломки не было, были проблемы с производством. Венгрия физически не могла делать больше нескольких миллионов штук в год. Фабрики по изготовлению кубиков открываются в Гонконге, Тайване, Коста-Рике и Бразилии.

Страсть к игрушке не имела языковых, социальных и возрастных границ. Почтенные матроны и менеджеры банков, игроки в бейсбол и пилоты, работники библиотек и дежурные на парковках вертели кубик круглые сутки.

Во многих ресторанах кубик входил в число обязательных предметов сервировки стола наряду с солонкой и перечницей. От непрерывной многочасовой игры у людей попросту сводило запястья.

Появилось и "Искусство кубика Рубика" (Rubik's Cube Art). Художники собирали не только сами кубики, но и уже из кубиков собирали свои произведения (фото wunderland.com).

В авангарде всемирного движения шла молодежь, школьники и студенты. Сложность сборки кубика вызвала к жизни поток специальных изданий по проблеме: было выпущено более 60 книг. Не отставал и советский журнал "Наука и жизнь", на протяжении нескольких лет в каждом номере уделявший место кубику Рубика.

Уже в 1980-м кубик получает венгерский национальный приз за лучшее изобретение и выигрывает конкурсы на лучшую игрушку в США, Великобритании, Франции и Германии. В 1981 году кубик попадает в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства (New York Museum of Modern Art).

В том же году в Англии проходит церемония представления кубика принцу Чарльзу и леди Диане, а годом позже кубик Рубика попадает в престижнейший Оксфордский словарь (Oxford English Dictionary).

Наконец, в июне 1982 года в Будапеште состоялся мировой чемпионат по сборке кубика Рубика. Его выиграл 16-летний студент из Лос-Анджелеса Минх Тхай (Minh Thai) с результатом 22,95 секунды.

Первый мировой чемпионат совпал с пиком популярности кубика. Вскоре волна всемирного ажиотажа начнёт спадать, а сотни миллионов кубиков попрячутся по пыльным углам. Но это не значит, что сообщество любителей головоломки разочаровалось в своём выборе.


Конечно, сложность алгоритмов сборки всё-таки дала о себе знать. Значительная часть владельцев игрушки так никогда и не смогла самостоятельно сложить кубик. Видимо, эти люди находили в нём технологичную замену привычным чёткам.

Мизерная часть занялась исследованием оптимальных методов сборки. Теперь считается, что из любого положения можно придти к правильной раскраске граней не более чем за 22 вращения (поначалу это число оценивалось как 52).

Правда, на практике не удаётся следовать кратчайшей методе сборки, приходится пользоваться проверенными и универсальными алгоритмами. Ну а по поводу гипотетического алгоритма Бога (God's Algorithm), выполняющего минимально возможную последовательность ходов, заметим, что его разработка и доказательство представляют собой серьёзнейшую математическую задачу.

Также обнаружилось, что совсем необязательно складывать одноцветные грани, можно заниматься выстраиванием на них "крестов", "окошек" и прочих регулярных узоров. Кроме того, преуспевшие с кубиком 3х3х3 получили бонус в виде конфигураций 4х4х4 и даже 5х5х5 — вот где их ждал непочатый край работы.

Змея Рубика с некоторых пор впала в спячку.

Кубик 2х2х2 оказался интересен лишь самым несмышлёным игрокам. Большинство же вертело кубик лишь по привычке, а затем и вовсе из ностальгической привязанности, всё реже и реже.

Сам Эрно Рубик, в неполные сорок лет ставший миллионером, богатейшим частным лицом Венгрии и человеком-легендой, занялся изобретением других объёмных головоломок. Часть из них, например угловатая змейка Рубика (Rubik's Snake ) — развитие древнекитайской планарной головоломки "танграм", имела определённый успех, но до былой популярности незабвенного кубика ей было более чем далеко.

И ещё, конечно, мешали конкуренты и эпигоны, дружно выпустившие на рынок мутный поток подражаний и перепевов игрового хита, подрывающих его монополию. Впрочем, и Рубик по-своему переделал кубики СОМА в "кирпичики Рубика" (Rubik's Bricks), а также придумал вовсе уж настольную игру "Бесконечность" (Rubik's Infinity).

"Кирпичики Рубика" до неприличия напоминают кубики СОМА Пита Хейна.

И, что самое скверное, на повестку дня неожиданно встали компьютерные игры. Даже самые первые и несовершенные творения могли безболезненно дать кубику сто очков вперёд. У того остался единственный козырь — мобильность.


Между тем, падение интереса к разноцветному искусителю вовсе не было дружным и повсеместным. Так могло показаться лишь производителям игрушки, на волне игорного помешательства наштамповавшим десятки миллионов "лишних" кубиков и на год-другой забывшим, что рынок сбыта всё же ограничен.


Результатом стал коллапс в сфере продаж, огромные складские запасы нереализованных кубиков на фабриках и в магазинах, а также отсутствие новых заказов на производство. Поэтому, начиная с 1983 года, кубик стало всё труднее, и затем и вовсе невозможно найти на прилавке.

Ситуация осложнялась тем, что основной держатель прав, Ideal Toy Corporation, то ли почувствовав угрожающие тенденции, то ли по каким-то иным причинам продалась CBS, а та очень скоро, в 1985-м, вышла из бизнеса на ниве игрушек.

Но человек, стоявший у истоков экономического чуда Рубика, Том Кремер (Tom Kremer), сохранил светлую веру в непреходящий потенциал кубика. Кремер считал его, подобно "Монополии" или Scrabble, игрой на все времена.

Воспользовавшись удобной ситуацией, в 1985 году кремеровская фирма Seven Towns перекупает права на кубик и к 1991 году очень осторожно и выборочно начинает вновь потихоньку выпускать его на рынок.

Конечно, о баснословных продажах начала восьмидесятых надо было забыть. Но, тем не менее, ситуация постепенно выправлялась. Для США переломным стал 1996 год: на территории страны было продано 300 тысяч кубиков и с тех пор эта цифра растёт.

Да и на британской земле уже в следующем году продажи превысили 100 тысяч штук, равно как и на японских островах. Подобно Терминатору, кубик вернулся.

Косвенно возрождению престижа кубика способствовало, как это ни странно, появление Интернета. Появились многочисленные сайты, на которых отчаявшихся сборщиков научат правильно складывать кубик.

"Официальные" авторизованные пособия по сборке можно найти здесь, но следует отдавать себе отчёт в том, что у Рубика нет никакой лицензии на истину, поэтому приведённые алгоритмы потенциально ничем не лучше и не хуже любых других.

В Сети обитает сколько угодно виртуальных кубиков Рубика. Также можно загрузить бесплатную программу Cube Explorer, которая разглядит ваш реальный кубик через глазок вебкамеры и в полминуты, в среднем за 19 ходов, найдёт решение, лишь на один-два хода более длинное, чем оптимальное.

Если у вас нет вебкамеры — программа сгодится всё равно, а кроме того, она совсем не единственная. Но ресурс Cube Explorer представляет немалый интерес для читателя, пребывающего в ладу с английским языком и математикой.

Если вы зайдёте на вышеупомянутый сайт, то сразу заметите, как его создатель Герберт Кокимба (Herbert Kociemba) решительно открещивается от всяческих ассоциаций с обладателем авторских прав на Rubik's Cube и посягательств на этот торговый знак. Видимо, Кокимба имел какой-то бесценный опыт общения с упомянутым юридическим лицом. И здесь впору сделать интересное лирическое отступление

Уникальность ситуации с кубиком состоит в том, что юридическая защита авторских прав на него никогда не основывалась на оригинальном патенте, действительном, напомним, лишь в пределах Венгрии.

Права Рубика, собственно, распространяются лишь на торговую марку "Рубик", обеспечившую и продолжающую обеспечивать успешную протекцию всем его творениям во всём мире, и кубику в том числе.

А что касается отдельно взятого кубика Рубика, то это лишь авторский объект, артефакт, первоначально созданный в единственном экземпляре. Соответственно международным стандартам, все права на любое трёхмерное воспроизведение, и даже на любое графическое или экранное представление этого объекта, остаются за Эрно Рубиком и будут актуальны вплоть до истечения 70 лет со дня смерти создателя гениального шедевра.
 
Чтобы быстро собрать кубик, его надо в буквальном смысле разобрать (иллюстрация wuarchive.wustl.edu).

А теперь вернёмся к анонсированному нами 2-му Мировому чемпионату по играм Рубика, который прошел в канадском Торонто 23-24 августа 2003 года. Кстати, помимо соревнования сборщиков кубиков, проводились выступления и в других дисциплинах, способствующие росту популярности остальных головоломок Рубика.

Прошлый официальный чемпион мира по собиранию кубика Минх Тхай (Minh Thai) не принимал участия в состязаниях. Ещё бы, слишком много воды утекло. Выросло новое поколение игроков, регулярно демонстрирующих свою силу в локальных и региональных турнирах. Рекорд Тхая двадцатилетней давности (22,95 сек) сегодня кажется безнадёжно устаревшим.

Элита мирового спорта стабильно показывает результаты ниже 18 секунд, а неофициальные рекорды американских и японских игроков находятся на уровне 15,2 -15,5 секунд. Правда, столь очевидный прогресс во многом объясняется значительно возросшим качеством самих кубиков.

Тем не менее, придирчивые игроки скупают множество кубиков, придирчиво их разбирают, осматривают, налаживают, смазывают высокотехнологичным спреем на основе силикона и вновь собирают. Для построения кубика мирового класса необходимо извести не один десяток единиц продукции.

Но одним профессиональным игровым инструментарием победу не добудешь. Для показа результата ниже 18 секунд нужны стальные нервы, предельное напряжение и концентрация всех ресурсов организма.

Игрок экстра-класса обладает руками пианиста и компьютером в голове, думает на несколько ходов вперёд и словно переходит в другое измерение, даже дыхание его замедляется.

Аналогом этого состояния может служить поведение шахматиста, находящегося в жестоком цейтноте или играющего на блиц-турнире. Хотя, конечно, шахматы — состязательный вид спорта, а здесь участники имеют соперника в виде куска разноцветной пластмассы.

Интересно, что лучшие игроки никогда не собирают кубик послойно, предпочитая выстраивать на гранях разноцветные кресты и перемещать угловые кубики только в последнюю очередь.

Как бы ни закончился чемпионат (а его итоги станут известны уже очень скоро), реинкарнация кубика Рубика, можно сказать, свершилась. Ну, а сам изобретатель головоломки последние годы ведёт затворнический образ жизни, изредка выступая с многозначительными и квазирелигиозными заявлениями для прессы.

Приведём лишь одно из них:

"Тот факт, что каждая грань куба состоит из трёх слоев по три блока, имеет большое значение. Число три, кажется, обладает специфическим смыслом, выражающимся в некоторых странных связях между человеком и природой. Мать-дитя-отец. Небеса-земля-преисподняя. Созидание-сохранение-разрушение. Рождение-жизнь-смерть".

В общем, как сказал всё тот же Эрно Рубик, "мы вращаем кубик, и кубик скручивает нас".