Урок математики в 1-м классе по теме: "Кубик Рубика" (Л.Г. Петерсон). Программа "Школа-2100"
написано в 21:50
Цели и задачи урока:
познакомить с головоломкой “Кубик Рубика”;
закрепить свойства 0, навыки счета в пределах 9, умение работать на числовом отрезке, составлять выражения и буквенные равенства;
развивать:
речь;
логическое мышление;
аналитические способности;
внимание;
память;
воспитывать:
культуру поведения на уроке;
повышенный интерес к головоломкам;
любознательность, сообразительность, ответственность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: кубик Рубика, счетный геометрический материал, образец цифры 9, таблица “Цифры”, картинки, игрушечный аквариум с удочкой (к вырезанным рыбкам прикреплены канцелярские скрепки, к удочке – магнит на нитке), кукольный театр (профессор Рубик), кукольная мебель, видеокассета, аудиокассета.
Формы и методы: фронтальная и индивидуальная работа, наглядный и практический (по источникам информации), изложение и беседа (по степени взаимодействия), иллюстративный, проблемно-поисковый (по характеру познавательной деятельности), объяснение, закрепление (по дидактической задаче).
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет, конечно, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы правильно решать.
II. Этап всесторонней проверки знаний
1. Беседа
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют зам. дир. по ВР, а также учителя. Сегодня на урок также к нам пришел профессор Рубик. Он пришел в гости и принес кое-что интересное.
Профессор Рубик:
- Здравствуйте, ребятишки. Пусть мой подарок останется на некоторое время для вас сюрпризом. А сейчас я хочу спросить у вас, с каким же настроением вы пришли на урок? (Карточки – по 2 у каждого ребенка.) Я вижу, что почти у всех хорошее настроение, и можно начинать работу.
- Уважаемый профессор Рубик! Мы приглашаем Вас присесть и посмотреть, чему научились ученики (используется кукольная мебель).
2. Устный счет
- Давайте все вместе посчитаем до 10. А теперь – в обратном порядке (видеофрагмент).
- Давайте все вместе посчитаем до 10. А теперь – в обратном порядке (видеофрагмент).
3. Числовой ряд
- Назовите соседей числа 1, 5, 8.
- Какое число стоит между 6 и 8, 3 и 5, 5 и 7?
- Какое число стоит справа от 7, слева от числа 9, справа от числа
2?
- Назовите соседей числа 1, 5, 8.
- Какое число стоит между 6 и 8, 3 и 5, 5 и 7?
- Какое число стоит справа от 7, слева от числа 9, справа от числа
2?
4. Индивидуальная работа
- Рассмотри числовые ряды и найди “лишний”:
2 4 6 8
1 2 3 4
1 3 5 7
III. Этап проверки домашнего задания
1. Арифметическая уха
- Мне нужен один рыбак, который поможет мне выудить рыбу из пруда (учащийся “ловит рыбу”
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (3 – 2 = 1)
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (5 – 1 = 4)
Три ягненка дружно жили,
Да козлят еще четыре.
Сосчитайте-ка ягнят да козлят. (3 + 4 = 7)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (6 – 1 = 5)
Что подарил нам сосновый бор?
Восемь маслят и один мухомор.
Сколько всего грибов? (8 + 1 = 9)
- Рассмотри числовые ряды и найди “лишний”:
2 4 6 8
1 2 3 4
1 3 5 7
III. Этап проверки домашнего задания
1. Арифметическая уха
- Мне нужен один рыбак, который поможет мне выудить рыбу из пруда (учащийся “ловит рыбу”
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей? (3 – 2 = 1)
Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (5 – 1 = 4)
Три ягненка дружно жили,
Да козлят еще четыре.
Сосчитайте-ка ягнят да козлят. (3 + 4 = 7)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (6 – 1 = 5)
Что подарил нам сосновый бор?
Восемь маслят и один мухомор.
Сколько всего грибов? (8 + 1 = 9)
2. Состав числа 9
- А теперь давайте вспомним состав числа 9. Мы с вами должны помочь зверятам добраться до финиша. Я вам буду читать примеры разными способами, а вы постарайтесь дать правильный ответ(чтение выражений разными способами).
- 9 уменьшить на 5.
- I слагаемое 4, II слагаемое 5. Вычислить сумму.
- Сумма 1 и 8.
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Найти разность.
- 7 увеличить на 2.
- Из 9 вычесть 0.
3. Работа в тетрадях
- Написание цифры 9 у некоторых детей вызывает трудность. Давайте вспомним написание этой цифры и пропишем ее в тетрадях. Но прежде потренеруемся в воздухе. (Запись образца цифры на доске, дети пишут в тетрадях)
- А теперь давайте вспомним состав числа 9. Мы с вами должны помочь зверятам добраться до финиша. Я вам буду читать примеры разными способами, а вы постарайтесь дать правильный ответ(чтение выражений разными способами).
- 9 уменьшить на 5.
- I слагаемое 4, II слагаемое 5. Вычислить сумму.
- Сумма 1 и 8.
- Уменьшаемое 9, вычитаемое 3. Найти разность.
- 7 увеличить на 2.
- Из 9 вычесть 0.
3. Работа в тетрадях
- Написание цифры 9 у некоторых детей вызывает трудность. Давайте вспомним написание этой цифры и пропишем ее в тетрадях. Но прежде потренеруемся в воздухе. (Запись образца цифры на доске, дети пишут в тетрадях)
IV. Релаксация. Физминутка
- Ребята, вы устали? Давайте сделаем разминку.
Мальчик шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
V. Постановка проблемы. Открытие нового
1. Беседа
Профессор Рубик:
- Ребята. Я вам обещал сюрприз. Действительно, я пришел не с пустыми руками, а принес кубик. Кубик Рубика – так его называют в честь моего имени, точней фамилии, потому что его изобрел именно я. Это одна из самых замечательных головоломок нашего времени. Получила широкое распространение с 1978 г., когда с ней познакомились математики на международном конкурсе в Хельсинках.
- Цель игры – собрать как можно больше сторон одного цвета, а лучше – весь кубик. Я сейчас дам задание, а вы постарайтесь выполнить его.
2. Манипуляция с кубиком
- Попробуйте собрать два цвета кубика Рубика.
- А теперь немножко усложним задачу. Дано не два цвета, а три. Нужно собрать кубик.
- Ребята, вы устали? Давайте сделаем разминку.
Мальчик шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок,
Положил их в кузовок.
V. Постановка проблемы. Открытие нового
1. Беседа
Профессор Рубик:
- Ребята. Я вам обещал сюрприз. Действительно, я пришел не с пустыми руками, а принес кубик. Кубик Рубика – так его называют в честь моего имени, точней фамилии, потому что его изобрел именно я. Это одна из самых замечательных головоломок нашего времени. Получила широкое распространение с 1978 г., когда с ней познакомились математики на международном конкурсе в Хельсинках.
- Цель игры – собрать как можно больше сторон одного цвета, а лучше – весь кубик. Я сейчас дам задание, а вы постарайтесь выполнить его.
2. Манипуляция с кубиком
- Попробуйте собрать два цвета кубика Рубика.
- А теперь немножко усложним задачу. Дано не два цвета, а три. Нужно собрать кубик.
VII. Этап усвоения новых знаний
1. Работа в тетрадях-учебниках и на доске:
№ 1. Решение буквенных равенств по рисунку.
1. Работа в тетрадях-учебниках и на доске:
№ 1. Решение буквенных равенств по рисунку.
№ 2. Составление выражений по рисунку.
№ 3. Составление и сравнение выражений по числовому отрезку.
№ 4. Нахождение “лишних” выражений.
№ 5. Логические таблицы.
№ 7. Поиск закономерности. Графический рисунок.
VIII. Информация учащимся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
- Выполните творческое задании №3, где нужно вычислить и раскрасить грани кубика Рубика.
IX. Подведение итогов урока
- Ребята, скажите, с какой головоломкой вы познакомились сегодня?
- Что больше всего понравилось делать на уроке?
- А какое настроение у вас после урока (демонстрация карточек)?
- Ребята, скажите, с какой головоломкой вы познакомились сегодня?
- Что больше всего понравилось делать на уроке?
- А какое настроение у вас после урока (демонстрация карточек)?